Все новости

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Валентина Броневич обращает внимание граждан, что сотрудники паспортных столов и иные ответственные сотрудники не вправе изымать паспорт гражданина Российской Федерации у собственника жилого помещения, к

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Валентина Броневич обращает внимание граждан, что сотрудники паспортных столов и иные ответственные сотрудники не вправе изымать паспорт гражданина Российской Федерации у собственника жилого помещения, который предоставляет свое жилье для проживания граждан, при оформлении регистрации этих граждан по месту жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.

В июле 2019 года Уполномоченному поступили устные жалобы граждан на изъятие сотрудниками паспортных столов и иными ответственными сотрудниками паспорта гражданина Российской Федерации у собственника жилого помещения при оформлении регистрации по месту жительства или месту пребывания, который предоставляет свое жилье для проживания заявителей. При этом сотрудники паспортных столов, осуществляющие первичный прием документов, ссылаются на отсутствие у них права на идентификацию личности гражданина по документам, удостоверяющим его личность. Также граждан возмущает, что взамен изъятого паспорта, справка или иной документ не выдаются, в связи с чем они лишаются возможности в этот период реализовать свои права, требующие подтверждения личности.

Уполномоченным по правам человека в Камчатском крае в результате анализа федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, установлено, что в соответствии с пунктом 41 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель представляет паспорт гражданина Российской Федерации. Согласно пункту 93.1 Административного регламента до передачи в орган регистрационного учета документов ответственные лица проверяют в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте гражданина Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Однако указанный Административный регламент не предполагает даже временное изъятие паспорта гражданина Российской Федерации у собственника жилого помещения, предоставляющего свое жилье для проживания заявителей, при процедуре регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Уполномоченный озвучила данный вопрос на видеосовещании, которое проводилось 5 декабря начальником Главного управления МВД России по вопросам миграции В. Казаковой с руководителями подразделений по вопросам миграции по Дальневосточному федеральному округу по проблемным вопросам, в том числе с руководителем Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю Е. Понкратовым, представителями Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представителями общественности и адвокатского сообщества.

Участники совещании попросили Уполномоченного обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т. Москальковой за разъяснениями по сложившейся ситуации.

В результате Главное управление МВД России по вопросам миграции в своем ответе от 20.02.2020 № 3/20770149994 сообщило Уполномоченному следующее (содержание ответа полностью приводится ниже).

«Ваше обращение, в котором сообщается о возможном нарушении законодательства в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации, рассмотрено. Полагаем возможным сообщить следующее.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определяют Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) и Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее – Правила регистрации).

Изданный на основании и во исполнение Закона и Правил регистрации Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 (далее – Административный регламент), воспроизводит применяемые в них нормы, определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) граждан и уполномоченных должностных лиц при регистрации и снятии с регистрационного учета.

Перечень документов, представляемых гражданином при регистрации по месту пребывания и по месту жительства, определен статьями 5 и 6 Закона, пунктами 9 и 16 Правил регистрации соответственно. Аналогичные требования о представляемых для регистрации по месту пребывания и по месту жительства документах отражены в пунктах 41 и 49 Административного регламента.

При этом эти документы заявители представляют лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Перечень таких лиц утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.

Вы правильно отметили, что до передачи в орган регистрационного учета документов лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в числе прочего не только проверяют в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте гражданина Российской Федерации, но и удостоверяют подписи заявителя и лица, предоставившего жилое помещение, в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета (подпункты 93.1-93.2 Административного регламента).

Обращаем внимание на то обстоятельство, что формы утвержденных заявления о регистрации по месту пребывания и заявления о регистрации по месту жительства предусматривают обязательность проставления в соответствующих графах подписи гражданина, подающего заявление на регистрацию, лица, предоставившего гражданину жилое помещение, и подпись лица, ответственного за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, удостоверяющего, что вселение произведено в соответствии с требованиями гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации. При этом собственник (наниматель) жилого помещения, которое он предоставил во владение и (или) в пользование гражданину, для подтверждения своей личности предъявляет документ, удостоверяющий его личность, что в полной мере соотносится с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме того, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (подпункт 2.1 пункта 4 статьи 16) вменено в обязанность уполномоченным лицам многофункционального центра устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.

Оформленные надлежащим образом заявления о регистрации и документы, предусмотренные пунктами 9 и 16 Правил регистрации, лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, передают в 3-дневный срок со дня обращения граждан в органы регистрационного учета (пункт 11 Правил регистрации). Аналогичные требования содержатся в Административном регламенте (пункты 41, 49, подпункт 93.4 пункта 93).

Из отмеченного следует, что законодательством и подзаконными нормативными актами, действующими в сфере регистрационного учета, строго определен перечень передаваемых документов, передача паспорта собственника жилого помещения, предоставляющего его для проживания заявителю, в орган регистрационного учета и тем более, как Вы считаете, его изъятие у владельца при предоставлении государственной услуги по регистрационному учету не предусмотрены.

Территориальные органы МВД России, в том числе УМВД России по Камчатскому краю, осуществляя полномочия по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, руководствуются вышеуказанными Законом, Правилами регистрации и Административным регламентом.

В обращении сообщается об имевших место фактах изъятия должностными лицами подразделений по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю при регистрации по месту жительства или месту пребывания паспорта гражданина Российской Федерации у собственника жилого помещения, предоставляющего принадлежащее ему жилое помещение для проживания граждан. Вместе с тем не приводятся конкретные факты изъятия паспортов, каким именно подразделением и в отношении кого они допущены.

По нашему поручению Управлением МВД России по Камчатскому краю проведена проверка. В ходе проверки поступившая информация объективного подтверждения не получила.

В комплекте документов для регистрации по месту жительства либо по месту пребывания, поступающих от должностных лиц отдела регистрации и учета населения Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, не содержатся паспорта собственников жилых помещений, предоставивших жилую площадь для проживания граждан.».