Все новости

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Броневич В.Т. считает, что особый статус Корякского округа требует своего реального правового наполнения

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Броневич В.Т. считает, что особый статус Корякского округа требует своего реального правового наполнения

Уполномоченным по правам человека в Камчатском крае Броневич В.Т. принято к рассмотрению обращение общественных организаций коренных малочисленных народов Севера Камчатки, зарегистрированных в Корякском округе, под которым подписались жители муниципальных районов округа, не согласные с созданием нового исполнительного органа государственной власти края (далее – ИОГВ) – Министерства по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа – полагая, что упразднение самостоятельного ИОГВ – администрации Корякского округа – направлено на ограничение «особого статуса» данной территории компактного проживания населяющих её коренных народов Севера, а действия краевых властей противоречат Федеральному конституционному закону от 12.07.2006 № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» и главе 8 Устава Камчатского края. Ранее Уполномоченным было рассмотрено устное обращение аналогичного содержания гр. Х., озвученное на личном приёме жителей посёлка Палана в режиме видеоконференцсвязи.

При рассмотрении данного обращения, основываясь на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах и иных нормативно-правовых актах Камчатского края, регулирующих правоотношения в области защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности, самобытной культуры и промыслов коренных малочисленных народов Севера на территории Камчатского края, а также исходя из полномочий органов государственной власти региона в части определения основных направлений своей деятельности и формирования в этих целях структуры регионального правительства и, в частности, органа исполнительной власти, реализующего региональную государственную политику по вопросам, связанным с особым статусом Корякского округа, Уполномоченный не усматривает нарушения прав граждан, жителей Корякского округа, в связи с созданием в структуре ИОГВ Министерства по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа, полномочия которого определены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 14.10.2020 № 411-П «О внесении изменений в постановление Правительства Камчатского края от 29.01.2013 № 25-П «Об утверждении Положения о Министерстве территориального развития Камчатского края», принятым в соответствии с постановлением Губернатора Камчатского края от 29.09.2020 № 178 «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края».

Вместе с тем, Уполномоченный считает, что причиной и следствием возникшего недопонимания со стороны определённой части населения Корякского округа и обращений с их стороны послужило отсутствие на федеральном и региональном уровне законов об особом статусе административно-территориальных единиц, образуемых в составе областей, краев вследствие объединения субъектов Российской Федерации, в частности, таких как Корякский округ в Камчатском крае. Согласно ст. 5 Федерального конституционного закона от 12.07.2006 № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» статус Корякского округа устанавливается федеральными законами, уставом и законами Камчатского края. Данное положение является важнейшей правовой основой для упрочения федеративного устройства российского государства и межнационального согласия, однако оно не получило своего правового развития, в том числе из-за отсутствия соответствующего федерального закона, хотя в Красноярском крае, Пермском крае и Иркутской области, где имеются административно-территориальные единицы с особым статусом, произошло углубленное закрепление на уровне субъекта Российской Федерации особенностей организации на их территориях государственной власти и осуществления местного самоуправления (см. главу 8 Устава Пермского края от 27.04.2007 № 32-ПК (ред. от 30.11.2017), Закон Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4110 (ред. от 05.12.2019) «Об административно-территориальных единицах с особым статусом», Закон Иркутской области от 06.12.2010 № 121-ОЗ (ред. от 30.10.2018) «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом»).

«В условиях реализации Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 № 2464-р, активного освоения земель в связи с реализацией Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («о дальневосточном гектаре»), проблем с экологией северных территорий и отсутствия чёткого правового механизма защиты мест традиционного проживания коренных народов, принятие соответствующего федерального закона и регионального закона об особом статусе Корякского округа в Камчатском крае стало бы важнейшим стабилизирующим фактором, способствующим ускоренному развитию округа, как территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, сохранению их традиционного образа жизни, хозяйствования, самобытной культуры и промыслов», – подчёркивает Валентина Броневич.