Все новости

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Валентина Броневич обращается к коллегам с предложением совместно выработать правовые механизмы, которые при соблюдении законодательства о персональных данных позволяли бы осуществлять ...

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Валентина Броневич обращается к коллегам с предложением совместно выработать правовые механизмы, которые при соблюдении законодательства о персональных данных позволяли бы осуществлять ...

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Валентина Броневич обращается к коллегам с предложением совместно выработать правовые механизмы, которые при соблюдении законодательства о персональных данных позволяли бы осуществлять эффективную защиту прав и свобод граждан при их обращении посредством любых доступных средств коммуникации

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае неоднократно отмечал, что в федеральных законах от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и от 27 июля 2006 года №  152-ФЗ «О персональных данных» отсутствует регулирование ситуаций, когда граждане, проживающие в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, при нерегулярном транспортном сообщении, длительных сроках доставки почтовой корреспонденции, неустойчивом подключении к сети Интернет, не могут реализовать свое законное право на обращение и быстро восстановить свои права. Зачастую единственным способом для гражданина обратиться с жалобой остается только телефонная связь, использование которой не предусмотрено данными федеральными законами. Изредка возможно принятие обращений граждан из электронной переписки в мессенджерах в мобильных приложениях (WhatsApp, Telegram и др.). В этих случаях гражданин не может дать письменное согласие на обработку своих персональных данных, а уполномоченные органы и их должностные лица не вправе рассматривать такие обращения. Данный вопрос особенно обострился в период пандемии COVID-19.

Но люди нуждаются в помощи и Уполномоченный, конечно, откликается на просьбы граждан, не имеющих возможности направить обращение по почте, в том числе по электронной почте, факсимильной связью или в устной форме во время личного приема. К слову, личный прием граждан посредством видеоконференцсвязи также не урегулирован. Пока выручает то, что со времен работы в Корякском округе многие люди знакомы лично и Уполномоченному пока не приходится делать выбор: оперативно решить проблему гражданина или нарушить законодательство о персональных данных. 

Ниже приведены данные о количестве обращений к Уполномоченному по правам человека в Камчатском крае Броневич В.Т.

Количество обращений в год

2016

2017

2018

2019

Всего

717

749

788

 

812

 

3066

 Следует отметить, что фактически Уполномоченным рассмотрено, как минимум, в три раза больше обращений граждан, которые не учитываются в статистике в силу положений федеральных законов «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и «О персональных данных».

Безусловно, законодательство о персональных данных направлено на обеспечение защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Уполномоченный должен быть уверен в действительности волеизъявления обратившего гражданина, действительности называемого им места жительства, о наличии у него полномочий на совершение юридически значимых действий.

  Уполномоченный обращается к коллегам с просьбой совместно выработать и направить законодателю предложения о правовых механизмах, которые при соблюдении прав граждан в области персональных данных, позволяли бы осуществлять эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. Возможно, потребуется внедрение новых технологий по идентификации личности гражданина при обращении по телефону или через популярные мессенджеры. Но при этом должно быть гарантировано, что к персональным данным лица не будет получен несанкционированный доступ.