Все новости

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Валентина Броневич считает, что федеральному законодателю необходимо выработать правовые механизмы, которые при соблюдении прав в области персональных данных позволяли бы гражданам реализовать свое ...

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Валентина Броневич считает, что федеральному законодателю необходимо выработать правовые механизмы, которые при соблюдении прав в области персональных данных позволяли бы гражданам реализовать свое ...

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае Валентина Броневич считает, что федеральному законодателю необходимо выработать правовые механизмы, которые при соблюдении прав в области персональных данных позволяли бы гражданам реализовать свое законное право на обращение

Уполномоченный по правам человека в Камчатском крае неоднократно отмечала, что в федеральных законах от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и от 27 июля 2006 года №  152-ФЗ «О персональных данных» отсутствует регулирование ситуаций, когда граждане, проживающие в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, при нерегулярном транспортном сообщении, длительных сроках доставки почтовой корреспонденции и неустойчивом подключении к сети Интернет не могут реализовать свое законное право на обращение и быстро восстановить свои права. Зачастую единственным способом для гражданина обратиться с жалобой остается только телефонная связь, использование которой не предусмотрено данными федеральными законами. Изредка возникает техническая возможность принятия обращений граждан из электронной переписки в мессенджерах  в мобильных приложениях (WhatsApp, Telegram и др.). В этих случаях гражданин не может дать письменное согласие на обработку своих персональных данных, а уполномоченные органы и их должностные лица не вправе рассматривать такие обращения. Пока выручает то, что за длительное время работы в органах государственной власти края многие люди знакомы лично и Уполномоченному пока не приходится делать выбор: оперативно решить проблему гражданина или нарушить законодательство о персональных данных.  Люди нуждаются в помощи и, хотя они не имеют возможности направить обращение по почте, в том числе по электронной почте, факсимильной связью или в устной форме во время личного приема, Уполномоченный, конечно, откликается на просьбы граждан, в том числе по телефону.

Однако в период распространения новой коронавирусной инфекции затруднения возникли не только у жителей труднодоступных и отдаленных населенных пунктов.

Так, в мае 2020 года к Уполномоченному по телефону обратились две жительницы г. Петропавловска-Камчатского, прибывшие с отдыха из Королевства Таиланд – эпидемически неблагополучной территории по новой коронавирусной инфекции (COVID - 2019) и помещенные для четырнадцатидневной изоляции в условиях обсервации в санаторий «Жемчужина Камчатки». Иного способа связаться с Уполномоченным, кроме как позвонить по телефону, у гражданок не было. Они пожаловались на нарушение прав их несовершеннолетних детей на образование из-за невозможности связаться с учителями, принимать и отправлять домашнее задание, в целом проходить обучение в дистанционном формате из-за отсутствия компьютеров, столов и стульев, сети Интернет и слабого сигнала сотовой связи. Усматривая в данной ситуации нарушение прав детей на образование, Уполномоченный оперативно связался со специалистами Министерства образования Камчатского края и администрации Елизовского муниципального района, на территории которого находится обсерватор.

Конфликт удалось уладить. По требованию Уполномоченного Министерство образования Камчатского края совместно с генеральным директором санатория «Жемчужина Камчатки» организовали обучение в дистанционном режиме согласно учебному плану находящихся в условиях обсервации вместе со своими родителями несовершеннолетних детей.

Также в связи с распространением новой коронавирусной инфекции приобретает новые формы прием граждан, находящихся в условиях изоляции от общества по приговору суда.  В период пандемии личный приём осуждённых в пенитенциарных учреждениях невозможен и дистанционное общение с Уполномоченным стало единственной возможностью связаться с ним.

Так, в июле 2020 года по просьбе Уполномоченного руководством учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю был организован видеоприем осужденного О. по вопросам соблюдения учреждением условий и порядка отбытия им наказания. А в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Камчатскому краю был организован прием осужденной Х. посредством телефонной связи, который показал свою эффективность в оперативном и объективном разрешении волнующих гражданку вопросов. В обоих случаях Уполномоченным предварительно были установлены личности осужденных через сотрудника учреждения, обеспечивающего приём, а также выяснены пожелания заявителей на конфиденциальное общение.

Следует отметить, что администрация исправительных учреждений оказывала Уполномоченному максимальное содействие в организации приема осужденных.  Вместе с тем, вопрос организации дистанционного приема граждан, содержащихся в местах лишения свободы, требует своего урегулирования. Ни в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, ни в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, не содержатся нормы, устанавливающие порядок осуществления личного приема осужденных в дистанционном формате.

 В период пандемии COVID-19, учитывая, что в соответствии с федеральным законодательством органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязаны принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации, назрела острая необходимость в сопряженности законодательства, регулирующего правоотношения в сфере реализации гражданином права на обращение и в сфере обработки персональных данных.

Право на обращение является базовым правом гражданина, закрепленным в статье 33 Конституции Российской Федерации. Также Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека не допускаются без его согласия (статья 23, часть 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации). В целях реализации данных конституционных прав изданы федеральные законы от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Уполномоченный считает, что в период пандемии COVID - 2019 одной из первостепенных задач федерального законодателя является установление взаимосвязи основных понятий, установленных указанными федеральными законами.  Положения данных федеральных законов должны быть сопряжены таким образом, чтобы гражданин мог свободно реализовать свое право на обращение, в том числе посредством телефонной связи, но при этом его персональные данные должны быть защищены. Конечно, для этого должны быть гармонизированы нормативно-правовые, информационно-технологические и технические аспекты в данных областях. Уполномоченные по правам человека должны быть уверены в действительности волеизъявления обратившего гражданина, называемого им места жительства, в наличии у него полномочий на совершение юридически значимых действий.

Уполномоченный полагает, что федеральному законодателю необходимо выработать правовые механизмы, которые при соблюдении прав граждан в области персональных данных позволяли бы осуществлять эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. Возможно, потребуется внедрение новых технологий по идентификации личности гражданина при обращении по телефону, посредством видеоприема или через популярные мессенджеры. Но при этом должно быть гарантировано, что к персональным данным лица не будет получен несанкционированный доступ.