Все новости

О результатах мониторинга деятельности школьных служб медиации и примирения

О результатах мониторинга деятельности школьных служб медиации и примирения

Уполномоченный по правам ребенка в Камчатском крае И.Э. Койрович приняла участие в круглом столе по теме «О результатах мониторинга деятельности школьных служб медиации и примирения в ДФО", который прошел в режиме ВКС 8 декабря 2020 года. Круглый стол был организован по итогам мониторинга Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка ситуации с развитием служб медиации и примирения в субъектах РФ. В ходе работы круглого стола был дан анализ работы в данном направлении по субъектам Дальневосточного Федерального округа. 

В Камчатском крае работа по развитию служб медиации (примирения) и применению восстановительных технологий ведется в соответствии с  Межведомственным планом комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года (утвержден 25.09.2019 Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой).

Работа в данном направлении органами и учреждениями системы профилактики, органами местного самоуправления в Камчатском крае начата в 2018 году.

Распоряжением Правительства Камчатского края от 28.11.2018 № 485-РП была создана рабочая группа по развитию служб медиации (примирения) и применению восстановительных технологий в Камчатском крае, которая и определяет основные направления работы в соответствии с планом.

Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Камчатского края от 20.12.2019 № 5 утвержден Межведомственный план мероприятий на 2020 год.

Основной задачей его реализации ставилось дальнейшее развитие системы служб медиации (примирения) и применения восстановительных технологий в Камчатском крае.

Проведение запланированных мероприятий в этом году была затруднено в связи с ограничениями, связанными с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края, работа строилась с использованием новых форм, в том числе дистанционно.

КГАУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», (далее – Центр) ежегодно проводится мониторинг работы служб примирения (далее – Служба).

По результатам мониторинга, проведенного в 2019/2020 учебном году, в 43 образовательных организациях созданы Службы (в 2017/2018 уч.г. – 13, в 2018/2019 уч.г. – 37), рост количества служб за последние три года составил более чем в 3 раза.

В соответствии с мониторингом в работе Служб в 2019/2020 учебном году участвовали всего 367 человек, из них 181 специалист образовательной организации, 143 обучающихся, также приняли участие привлеченные лица, в том числе 43 родителя (законных представителя) (в 2017/2018 уч.г. всего задействовано 48 человек, в 2018/2019 уч.г. – 267). Рост количества участвующих в работе Служб за 3 года увеличился в 7 раз.

За 2019/2020 учебный год в Службы поступили 73 заявки (в 2017/2018 уч.г. зафиксировано 26 обращений, в 2018/2019 уч.г. – 65), рост количества обращений за 3 года более чем в 2 раза.

Из 73 заявок 59 обращений было зафиксировано от лица участников образовательного процесса, в том числе 29 заявок от участников конфликтной ситуации:

7 обращений поступило от КДН и ЗП;

1 обращение от подразделений по делам несовершеннолетних;

6 - иные лица.

В большинстве случаев в Службу поступали заявки по вопросам межличностных отношений среди учащихся – 37 случаев и негативной обстановки в классе – 14. В меньшей степени были запросы, касающиеся конфликтных ситуаций между обучающимися и педагогами, – 8 обращений. В целом, число завершенных программ составляет -  61 (84% от всех заявок).

В Камчатском крае проводятся мероприятия, направленные на популяризацию Служб, укрепление материально-технической базы, повышение правовой культуры (грамотности) субъектов образовательного процесса по вопросам медиативного и восстановительного подхода.

В 2019/2020 учебном году муниципальными образованиями проведены семинары для педагогических работников: «Конфликты в педагогическом пространстве. Возможности службы примирения в урегулировании конфликтов», «Восстановительная медиация: деятельность службы примирения в образовательной организации», тренинг «Коммуникативные навыки медиатора. Техники активного слушания».

Специалистами служб примирения образовательных организаций проведены родительские собрания по вопросам деятельности школьных служб примирения. Разработаны памятки для родителей, методические материалы: «Конфликты в образовательном процессе. Способы разрешения конфликтных ситуаций», «Развитие коммуникативной культуры у подростков», «Восстановительный подход в работе с конфликтами в образовательном пространстве».