Все новости

Камчатская транспортная прокуратура разъясняет

Основания для проверки субъекта предпринимательской деятельности

Любой предприниматель рано или поздно сталкивается с проверками государственных органов. Необходимо помнить, что проверочные мероприятия могут быть плановые и внеплановые.

Плановые проверки в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проводятся в соответствии с разрабатываемыми ежегодными планами. При этом, по общему правилу, проверка в отношении одного того же субъекта не может быть проведена чаще, чем раз в три года.

Внеплановые проверки проводятся строго при наличии оснований, указанных в Законе. В случае поступления в орган государственного контроля (надзора) обращения гражданина, содержащего сведения о причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также угрозы причинения такого вреда, проведение внеплановой проверки должно быть согласовано с органами прокуратуры.

О проведении внеплановой проверки субъект предпринимательской деятельности должен быть уведомлен не позднее, чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, в том числе в электронной форме по адресу электронной почты, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Не требуется предварительное уведомление в случае, если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причиняется вред здоровью граждан, животным, окружающей среде, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Срок проверки органами государственного контроля (надзора) не может превышать 20 дней.

Отдельными федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся их вида, предмета, оснований, сроков и периодичности, порядка уведомлений и согласования.

Федеральными законами «О территориях опережающего социально-экономического развития», «О свободном порте Владивосток» для резидентов указанных территорий предусмотрены преференции, в том числе при проведении в отношении них мероприятий по государственному контролю (надзору), сокращен срок проверок, а также определена обязанность по их согласованию с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.


В случае грубого нарушения порядка проведения проверок, установленных Законом, а именно: нарушения порядка и сроков уведомления субъекта предпринимательской деятельности о проведении внеплановой проверки, нарушения сроков проведения проверки, отсутствия решения о согласовании проверки с органами прокуратуры в установленных случаях, либо проведение проверки при наличии решения органов прокуратуры об отказе в согласовании проверки, результаты проверки не могут являться                        доказательствами нарушения субъектом

предпринимательской деятельности обязательных требований законодательства. Решения, принятые по результатам таких проверок,                  подлежат отмене вышестоящим органом

государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.


Гарантии прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля

Гарантии прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля установлены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу статьи 21 названного Федерального закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, при проведении проверки имеют право:

    непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    получать от контролирующего органа их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

    знакомиться с документами и (или) информацией, полученными контролирующими органами в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, а также с результатами проверки;

    представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в контролирующий орган по собственной инициативе;

    обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

За несоблюдение должностными лицами контролирующих органов требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного       контроля (надзора) и муниципального контроля                         предусмотрена

административная ответственность по ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Решение о возбуждении дела об административном правонарушении по указанной статье принимает прокурор.

В случае нарушения контролирующими органами при проведении проверок прав хозяйствующих субъектов, юридические лица, индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в органы прокуратуры с заявлениями о защите их прав.