Все новости

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ   КОРРУПЦИИ
 
2018
2
Настоящая памятка служит защите прав предпринимателей от оррупционных посягательств, разъясняет 
основные антикоррупционные права и обязанности хозяйствующих субъектов в сфере противодействия 
коррупции, орядок законной реализации антикоррупционных требований, содержит ведения об 
ответственности за их нарушение.
Приведен    положительный    опыт    и    примеры    правоприменительной рактики органов 
прокуратуры Российской Федерации.
Предназначена для широкого круга читателей.
3
СОДЕРЖАНИЕ
Основные понятия                                                                                    
                            4
Раздел  I.  Основные  обязанности  организаций  в  сфере противодействия коррупции                  
                                                                  5 - 17
1.1         Принятие          организациями          мер          по предупреждению коррупции       
                                                                    5 - 9
1.2        Конфликт интересов                                                                       
    10 - 14
1.3        Порядок      приема      на      работу      бывшего государственного или муниципального 
служащего                             15 - 17
Раздел     II.     Особенности     правового     регулирования
деятельности отдельных организаций                                                               17 
- 24
Раздел III. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений                              
                                                                           25 - 33
4
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Коррупция (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ О       противодействии      
 коррупции»,       далее       -       Федеральный       закон О противодействии коррупции») - 
злоупотребление служебным положением, ача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, 
коммерческий одкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего олжностного положения 
вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, 
иного мущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав ля себя или для третьих 
лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического
лица.
Противодействие коррупции (пункт  2  статьи  1  Федерального  закона О противодействии коррупции») 
- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти  
субъектов оссийской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, 
организаций и физических лиц в пределах их олномочий:
а)   по   предупреждению   коррупции,   в   том   числе   по   выявлению   и оследующему устранению 
причин коррупции (профилактика коррупции);
б)    по    выявлению,    предупреждению,    пресечению,    раскрытию    и асследованию 
коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в)  по  минимизации  и  (или)  ликвидации  последствий  коррупционных равонарушений.
5
РАЗДЕЛ I.
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
1.1. Приня тие о рг анизация ми ме р по п реду пре жде нию ко ррупции 
В     соответствии     со     статьей     13.3     Федерального     закона
«О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению 
коррупции.
Данная обязанность распространяется на все организации вне ависимости от их форм собственности, 
организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, 
процедур и конкретных мероприятий, аправленных на профилактику и пресечение коррупционных 
правонарушений
в деятельности данной организации.
Перечень вводимых мер определяется организацией самостоятельно, сходя из специфики ее деятельности 
и реализуемых функций, оценки оответствующих коррупционных рисков. Главное требование – они не 
должны ротиворечить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц обязанности, 
не предусмотренные нормативными правовыми актами.
Меры по предупреждению коррупции могут включать:
✓ определение подразделений или должностных лиц, ответственных а профилактику коррупционных и иных 
правонарушений;
✓ сотрудничество организации с правоохранительными органами;
✓ разработку   и   внедрение   в   практику   стандартов   и   процедур, аправленных на обеспечение 
добросовестной работы организации;
✓ принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
✓ предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
✓ недопущение       составления       недостоверной       отчетности       и спользования 
поддельных документов.
6
Антикоррупционную политику и другие документы организации, егулирующие вопросы предупреждения и 
противодействия коррупции, екомендуется принимать в форме локальных  нормативных  актов. еобходимо 
обеспечить своевременное ознакомление с ними работников.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8.11.2013 изданы Методические 
рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию 
коррупции, оторые размещены на официальном сайте государственного органа в сети
«Интернет» (www.rosmintrud.ru).
Типичные       нарушения       статьи        13.3        Федерального        закона О 
противодействии коррупции».
К наиболее типичным нарушениям указанных требований относится епринятие организациями локальных 
нормативных актов по вопросам рофилактики коррупции либо несвоевременное приведение их в 
оответствие с федеральным законодательством.
• Например, в ходе проверки  подведомственных  одному  из  федеральных рганов исполнительной власти 
бюджетных учреждений установлено, что данными рганизациями не исполнялась обязанность по разработке 
и принятию мер по предупреждению коррупции, в том числе не были определены подразделения или 
должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, е 
разрабатывались стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы, не 
принимались кодексы этики и служебного поведения работников.
•        В   федеральном   государственном   унитарном   предприятии   Кодекс   этики и служебного 
поведения работников устанавливал обязанность сотрудников уведомлять представителя нанимателя 
(работодателя) обо всех случаях обращения к работнику каких- ибо лиц в целях склонения к совершению 
коррупционных правонарушений. При этом такой порядок на предприятии установлен не был. Кроме того, 
названный Кодекс обязывал работников, наделенных организационно-распорядительными полномочиями, 
принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, однако порядок его 
предотвращения и урегулирования также установлен не был.
• Терминология, используемая в локальной нормативной базе акционерных бществ, противоречила 
федеральному законодательству. В частности, понятие коррупции е    соответствовало    определению,  
  указанному    в    статье    1    Федерального    закона
«О противодействии коррупции»; разработанные в обществе типовые ситуации конфликта нтересов 
содержали положения, не соответствующие установленному законом понятию онфликта интересов, 
завышенные требования к работникам и гражданам, не предусмотренную законом ответственность для 
определенной категории работников.
7
Не  всегда  организациями  обеспечивается  должное  взаимодействие с правоохранительными органами.
•        Так,       в       акционерном       обществе       выявлен       факт       ненаправления 
в правоохранительные органы материалов служебной проверки в отношении начальника труктурного 
подразделения, содержащих сведения о возможном совершении им преступления, предусмотренного статьей 
204 (коммерческий подкуп) Уголовного кодекса Российской Федерации. Соответствующие материалы 
направлены только в результате прокурорского вмешательства.
• В другом акционерном обществе материалы проверок по итогам внутреннего онтроля,  содержащие  
признаки  хищений  с  причинением  ущерба  интересам  компании,
в правоохранительные органы не направлялись.
Допускаются нарушения, связанные с непринятием мер по редотвращению и урегулированию конфликта 
интересов.
•        Советник     генерального     директора     одного     акционерного     общества е 
уведомил о возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей и 
не принял меры к недопущению его возникновения в связи с участием в деятельности организации, с 
которой данное акционерное общество более 3-х ет заключаются контракты на сервисное обслуживание. 
По результатам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации указанное 
лицо уволено из кционерного общества.
Нарушения законодательства о противодействии коррупции при осуществлении закупок товаров, работ и 
услуг.
• Нормы положений о закупочной деятельности организаций должны отвечать ребованиям нормативной 
определенности и прозрачности закупочных процедур.
Отдельные вопросы закрепления антикоррупционных обязанностей работника.
Содержание трудового договора определено в статье 57 Трудового одекса Российской Федерации. В 
указанной статье также отражены виды ополнительных условий, которые могут быть предусмотрены 
трудовым оговором, в случае если они не ухудшают положение работника по сравнению
с установленным трудовым законодательством и иными нормативными равовыми актами, содержащими нормы 
трудового права, коллективным оговором, соглашениями, локальными нормативными актами.
8
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 349.1 Трудового кодекса Российской едерации работник 
государственной корпорации, публично-правовой омпании или государственной компании в случаях и в 
порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан представлять ведения о 
своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах мущественного характера и о доходах, расходах, 
об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и есовершеннолетних 
детей; сообщать работодателю о личной аинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, 
которая может ривести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого онфликта.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской едерации трудовой договор может 
быть расторгнут работодателем в случае епринятия работником мер по предотвращению или 
урегулированию онфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или редставления 
неполных или недостоверных сведений о своих доходах, асходах, об имуществе и обязательствах 
имущественного характера либо епредставления или представления заведомо неполных или недостоверных 
ведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах мущественного характера своих супруга 
(супруги) и несовершеннолетних етей.
Таким образом, на работников организаций, указанных в статье 349.1 Трудового кодекса Российской 
Федерации, обязанности представлять азванные сведения и сообщать работодателю о личной 
заинтересованности ри исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту 
нтересов, возложены федеральным законодательством.
В случае, если на работников соответствующих организаций обязанности редставлять вышеназванные 
сведения и сообщать работодателю о личной аинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, 
которая может ривести к конфликту интересов, федеральным законодательством не возложены, 
работодателю следует воздержаться от включения к их трудовых оговоры таких специальных 
обязанностей.
Вместе с тем для всех сотрудников организаций устанавливается общая обязанность:
• воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении оррупционных правонарушений в интересах 
или от имени организации.
К общим обязанностям могут также относиться:
• воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить 
или участвовать в совершении оррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
9
• незамедлительно информировать непосредственного уководителя/лицо, ответственное за реализацию 
антикоррупционной олитики/руководство организации о случаях склонения работника к овершению 
коррупционных правонарушений;
•  незамедлительно  информировать  непосредственного ачальника/лицо, ответственное за реализацию 
антикоррупционной олитики/руководство организации о ставшей известной работнику нформации о случаях 
совершения коррупционных правонарушений другими аботниками, контрагентами организации или иными 
лицами.
10
1.2. Кон фликт и нтересов 
Статьей   11.1   Федерального   закона   «О   противодействии   коррупции» установлена     
обязанность     служащих     Центрального     банка     Российской едерации,    работников,    
замещающих     должности    в    государственных орпорациях, публично-правовых компаниях, иных 
организациях, создаваемых оссийской  Федерацией  на  основании  федеральных  законов,  работников, 
амещающих  отдельные  должности  на  основании  трудового  договора  в организациях,   создаваемых  
 для   выполнения   задач,   поставленных   перед едеральными   государственными   органами,   
сообщать   о   возникновении личной   заинтересованности   при   исполнении   должностных   
обязанностей, оторая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать еры   по   
недопущению   любой   возможности   возникновения   конфликта
нтересов.
Работник государственной корпорации, публично-правовой  компании ли государственной компании обязан 
сообщать работодателю о личной аинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая 
может ривести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого онфликта в случаях и в 
порядке, установленном постановлением равительства Российской Федерации от 21.08.2012 № 841 «О 
соблюдении аботниками государственных корпораций и государственных компаний оложений статьи 349.1 
Трудового кодекса Российской Федерации».
В соответствии со статьей 349.1 Трудового кодекса Российской едерации для целей Кодекса 
используются понятия «личная аинтересованность» и «конфликт интересов», установленные 
аконодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная аинтересованность (прямая или 
косвенная) лица, замещающего должность, амещение которой предусматривает обязанность принимать меры 
по редотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может овлиять на надлежащее, 
объективное и беспристрастное исполнение им олжностных (служебных) обязанностей (осуществление 
полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения оходов в виде денег, иного 
имущества, в том числе имущественных прав, услуг мущественного характера, результатов выполненных 
работ или каких-либо выгод  (преимуществ)  лицом,  указанным  в  части  1  статьи  10  Федерального
11
акона «О противодействии коррупции», и (или) состоящими с ним в близком одстве или свойстве лицами 
(родителями, супругами, детьми, братьями, естрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми 
супругов  и упругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 
статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», и или) лица, состоящие с ним в близком 
родстве или свойстве, связаны мущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Работники государственной корпорации или государственной компании обязаны сообщать работодателю о 
личной заинтересованности при сполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту 
нтересов, а также должны принимать меры по предотвращению такого онфликта.
На работников, замещающих должности в:
-   Пенсионном   фонде   Российской   Федерации,   Фонде   социального трахования   Российской   
Федерации,   Федеральном   фонде   обязательного едицинского   страхования;   иных   организациях,  
 создаваемых   Российской едерацией на основании федеральных законов; организациях, создаваемых ля 
выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые 
и освобождение от которых осуществляются резидентом    Российской    Федерации    или    
Правительством    Российской
едерации;
- фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные ормативными актами фондов, 
локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных 
государственных органов,
распространяются обязанности по принятию мер по недопущению любой возможности    возникновения    
конфликта    интересов    и    урегулированию возникшего конфликта интересов (статья 349.2 
Трудового кодекса Российской едерации; постановление Правительства Российской Федерации от 
05.07.2013
№ 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, апретов      и      
обязанностей,       установленных       Федеральным       законом О противодействии коррупции» и 
другими федеральными законами в целях ротиводействия коррупции»).
При определении возможности организаций самостоятельно устанавливать круг лиц, в отношении которых 
предусмотрена обязанность ринимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, 
еобходимо принимать во внимание различия в правовом статусе организаций,
12
оздаваемых на основании федеральных законов, и организаций, создаваемых ля выполнения задач, 
поставленных перед федеральными государственными органами.
Так, вопросы реализации в организациях, создаваемых для выполнения адач, поставленных перед 
государственными органами, базовых положений ормативных правовых актов Российской Федерации о 
противодействии оррупции возложены федеральным законодательством на соответствующие государственные 
органы.
В организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании едеральных законов, базовые 
положения нормативных правовых актов оссийской Федерации о противодействии коррупции реализуются 
амостоятельно. Соответствующие локальные нормативные акты организаций в рассматриваемой сфере, как 
и иные антикоррупционные меры правового арактера должны соответствовать требованиям федерального 
аконодательства.
***
Под конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком онимаются случаи, при которых 
руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы 
заказчика, онтрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, вляющимися 
выгодоприобретателями,  единоличным  исполнительным органом хозяйственного общества (директором, 
генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального сполнительного 
органа хозяйственного общества, руководителем директором, генеральным директором) учреждения или 
унитарного редприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников акупки, с 
физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ндивидуального предпринимателя, - 
участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и 
исходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), олнородными и неполнородными 
(имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных 
физических лиц (пункт 9  части  1  статьи  31  Федерального  закона  от  05.04.2013  №  44-ФЗ О 
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для беспечения государственных и 
муниципальных нужд»).
Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие апрямую   или   косвенно   (через   
юридическое   лицо   или   через   несколько
13
юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций озяйственного общества либо долей, 
превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
• Так, конкурсной комиссией администрации городского округа по  итогам онкурса признано победителем 
общество с ограниченной ответственностью, ффилированное с сыном заместителя главы администрации 
города, выступавшего председателем конкурсной комиссии. По результатам рассмотрения представления, 
несенного городской прокуратурой главе администрации, должностное лицо уволено с муниципальной 
службы в связи с утратой доверия.
• Директором муниципального  унитарного  предприятия  заключены муниципальные  контракты   и   
договоры  на  выполнение   работ  с   юридическим   лицом, в котором он являлся единственным 
учредителем, и индивидуальным предпринимателем, оторая является его супругой. По результатам 
рассмотрения представления, внесенного прокурором главе городского округа, директор предприятия 
уволен в связи с утратой доверия.
ополнительные требования к антикоррупционному поведению установлены ля организаций, осуществляющих 
деятельность в отдельных сферах.
Например, в соответствии со статьей 75 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» под онфликтом  интересов  при  
осуществлении  медицинской  деятельности  и армацевтической   деятельности   понимается    
ситуация,   при   которой   у едицинского      работника      или      фармацевтического      
работника      при осуществлении    ими    профессиональной    деятельности    возникает    личная 
аинтересованность в получении лично либо через представителя компании атериальной выгоды или иного 
преимущества, которое влияет или может овлиять  на  надлежащее  исполнение  ими  профессиональных  
обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского
аботника или фармацевтического работника и интересами пациента.
В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник или армацевтический работник обязан 
проинформировать об этом в письменной орме руководителя медицинской организации или руководителя 
аптечной организации,  в  которой  он  работает,  а  индивидуальный  предприниматель, 
осуществляющий     медицинскую     деятельность     или     фармацевтическую еятельность,    обязан 
   проинформировать    о    возникновении    конфликта нтересов      уполномоченный      
Правительством      Российской      Федерации
едеральный орган исполнительной власти.
14
Таким уполномоченным органом является Комиссия Министерства дравоохранения Российской Федерации по 
урегулированию конфликта нтересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической 
еятельности, действующая на основании Приказа Минздрава РФ от 21.12.2012
№ 1350н.
Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте нтересов при осуществлении 
медицинской деятельности и армацевтической деятельности влечет административную тветственность в 
соответствии со статьей 6.29 Кодекса Российской едерации об административных правонарушениях (далее 
– КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2008
№  307-ФЗ  «Об  аудиторской  деятельности»  применительно  к  аудиторским организациям под 
конфликтом интересов понимается ситуация, при которой аинтересованность   аудиторской   
организации,   индивидуального   аудитора ожет повлиять на мнение такой аудиторской организации, 
индивидуального аудитора     о     достоверности     бухгалтерской     (финансовой)     отчетности
аудируемого лица.
Данный федеральный закон запрещает аудиторским организациям осуществлять действия, влекущие 
возникновение конфликта интересов или оздающие угрозу возникновения такого конфликта.
15
1.3.  Поряд ок  приема  на  работу  бывшего  г осуд арс тве нного  или 
муницип ального служ ащего 
Статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен особый порядок приема на 
работу лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы и закреплен ряд 
ограничений при заключении ими трудового или гражданско-правового договора.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового оговора на выполнение работ 
(оказание услуг) с гражданином, замещавшим олжности государственной или муниципальной службы, 
перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух 
лет после его увольнения с государственной или муниципальной лужбы обязан в 10-дневный срок 
сообщать о заключении такого договора редставителю       нанимателя       (работодателю)       
государственного       или
униципального служащего по последнему месту его службы.
Порядок    представления    работодателями    указанной    информации
акреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.01.2015
№  29  «Об  утверждении  Правил  сообщения  работодателем  о  заключении трудового или 
гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)    с    гражданином,    
замещавшим    должности    государственной    или униципальной  службы,  перечень  которых  
устанавливается  нормативными
равовыми актами Российской Федерации».
Неисполнение работодателем данной обязанности влечет административную ответственность в 
соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ.
Объективная   сторона   состава   административного   правонарушения, редусмотренного статьей 19.29 
КоАП РФ, может выражаться1:
• в ненаправлении сообщения  работодателем  о  заключении трудового  договора  или  
гражданско-правового  договора  на  выполнение  в
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 № 46 «О некоторых 
вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности 
по статье
9.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
16
организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с 
гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, представителю 
нанимателя работодателю) государственного или муниципального служащего по оследнему месту его 
службы;
• в нарушении 10-дневного срока со дня заключения трудового договора или гражданско-правового  
договора  для  направления аботодателем сообщения о заключении трудового договора или гражданско- 
равового договора на выполнение в организации в течение месяца работ оказание организации услуг) 
стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или 
муниципальной лужбы;
• в нарушении порядка направления уведомления, установленного остановлением Правительства 
Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении 
трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, 
замещавшим должности государственной или муниципальной лужбы, перечень которых устанавливается 
нормативными правовыми актами оссийской Федерации».
17
РАЗДЕЛ II.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Федеральный закон «О противодействии коррупции» распространяет ряд антикоррупционных правовых 
механизмов не только на государственных лужащих, но и на должностных лиц организаций, создаваемых 
Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также для выполнения задач, поставленных 
перед федеральными государственными органами.
При этом законодатель исходит из того, что правовое положение олжностных лиц соответствующих 
организаций сопряжено с повышенными оррупционными рисками, которые предопределены такими 
особенностями